Способы записи алгоритмов

Урок по информатике и ИКТ в 8 классе

Тема урока: «Способы записи алгоритмов»

Цель:

сформировать представление у учащихся о способах записи  алгоритмов.

Задачи:

  • Образовательная: дать общее представление о словесной, табличной, графической и алгоритмической способах записи алгоритмов.
  • Развивающая: Продолжать развитие  компетенций: самостоятельно работать , ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывающая: Воспитывать основы научного мировоззрения, познаваемости   мира. Коммуникативных качеств: умение работы в группе, распределение своих обязанностей. Потребности вести здоровый образ жизни.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные — знание различных способов записи алгоритмов;
  • метапредметные — умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;
  • личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для

Основные понятия:

  • алгоритм;
  • способы записи алгоритмов: словесная, графическая, алгоритм;
  • построчная запись;
  • блок-схема;
  • школьный алгоритмический язык.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Структура урока:

организационный момент, актуализация опорных знаний, формирование новых знаний и способов действий, формирование навыков и умений (закрепление), анализ результатов процесса обучения.

Методические методы и приёмы:

  1. Словесные приёмы (объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных форм и свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Оно должно иметь четко сформулированные цели и задачи. Последовательное раскрытие связей, аргументации и доказательств, логику изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель при помощи продуманных вопросов проверяет знания);
  2. Наглядные методы (метод демонстрации – связан с демонстрацией презентации);
  3. Практические методы (письменный – используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).
  4. Письменные упражнения (Используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).

Характеристика заданий (которые будут использоваться на уроке)

  1. Проверочная работа (цель данной работы проверить знания учащихся по теме «Свойства алгоритмов»).
  2. Письменные упражнения (целью данных упражнений является первичное закрепление полученных знаний и навыков на уроке).

Ход урока

    1. Организационный момент.
      Здравствуйте! Я рада вас видеть. Я желаю вам сегодня  здоровья и хорошего настроения. Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и в такое доброе расположение духа оставьте на весь день.
      И чтобы в конце урока каждый мог сказать: ЗНАЮ!   УМЕЮ!    МОГУ!» (слайд 2)
    2. Проверка домашнего задания.
      Прежде чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание.
      — Вам было задано на дом. задание
      Домашнее задание:
      СКИ состоит из следующих команд: прибавить 1, умножить на 2.
      За меньшее количество шагов, не более 6, составить алгоритмы преобразования:
      на «3»         на «4»         на «5»
      1 -> 9         1 -> 13       1 -> 17
      Каждый выбрал задание своего уровня (слайд 3) — Давайте проверим
      Заполним  оценочный лист и поставим баллы за это задание по критериям в оценочный лист.
      Напротив этапа проверка д/з вы поставите соответственно баллы: «5», «4» или «3» (показать алгоритмы).
      Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 4 балла? Кто допустил ошибки? Молодцы
      Мы начали изучать большую главу «Основы алгоритмизации».
    3. Актуализация знаний
      — Внимание посмотрите на экран и скажите пожалуйста, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 3)
      Итак, вспомните пожалуйста — Что называется  алгоритмом? (Алгоритм — предназначенное для конкретного исполнителя описание действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату.)
      Инструкция получения кипятка.
      Открыть кран.
      Налить в чайник воду.
      Поставить чайник на плиту.
      Зажечь спичку.
      Ждать, пока вода не закипит.
      Поднести спичку к горелке.
      Выключить газ.
      — Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом?
    4. Подготовка к основному этапу занятия.
      Подведение к теме урока
      Итак, давайте вернемся к нашему алгоритму «Приготовления кипятка» и ответьте пожалуйста на вопрос «С помощью чего записан этот алгоритм?» (слайд 5). (при помощи описаний действий, последовательности действий, по заданным предписаниям и т.д.)
      А мы умеем записывать алгоритм? (Да)
      Как можем записать алгоритм? (описать действия)
      Другие способы записи алгоритма мы знаем? (нет)
      А теперь я прошу вас назвать вас тему урока:
      «Способы записи алгоритма».
      Давайте сформулируем цель урока🙁 Изучить способы записи алгоритмов, научиться определять различные способы записи алгоритмов и т.д.)
      Исходя из ваших ответов цель нашего урока :сформировать представление о способах записи  алгоритмов
      Открываем тетради, записываем число и тему урока.
    5. Мотивация
      — Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, внимание на экран. (слайд 6).
      Вы видите экране, что один и тот же алгоритм записан тремя способами. И можете ответить на вопрос «Какие  способы записи алгоритма?»
      — Сейчас давайте подпишем название способов. Итак, посмотрите на I способ, какое название он имеет и почему? И т.д.
      А теперь запишем эти способы в тетрадь.
      Словесный способ (на естественном языке).
      Графический способ (на языке блок-схем).
      На алгоритмическом языке (на формальном языке).
    6. Осознание и осмысление нового материала.
      (Слайд 8) Какой способ записи алгоритмов выбрали бы древние люди? (графический)
      Но самый распространенный графический способ алгоритма это блок-схема.
      Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритмов.
      И изображаются блок схемы с помощью различных геометрических фигур.Язык блок-схем (слайд 9) Запишите в тетрадь. Рассмотрим некоторые условные обозначения блок-схем.
      Перед вами Алгоритм «Переход улицы» в словесной форме записи алгоритмов, запишите пожалуйста этот алгоритм в виде блок-схем.(слайд 10)
      Итак, давайте посмотрим как вы выполнили задание, если правильно поставьте балл в оценочный лист (слайд 11)
      А теперь этот же алгоритм запишите пожалуйста на алгоритмическом языке.
      Итак, давайте посмотрим как вы выполнили задание, если правильно поставьте балл в оценочный лист
      С языками блок-схем и алгоритмическим мы с вами более подробно изучим на наших следующих уроках.Составим по группам мини презентации:
      1 гр. «Словесный способ»
      2 гр.»Графический способ»
      3 гр. «Способ записи на алгоритмическом языке»Все материалы вы найдете в учебнике и в раздаточных листа у вас на столе. (5 мин)
      Время вышло к презентации перейдем попозже.
    7. Контроль и самопроверка знаний
      Внимание, посмотрите на экран.
      Перед вами алгоритм разминка.
      Каким способом записан алгоритм? (словесным способом)
      А теперь при помощи алгоритма «Разминка» проведем физкультминутку
      Молодцы!
      Итак, на компьютерах откроем файл «ТЕСТ» ответим на вопросы и заполним оценочный лист.
      Если ответ правильный то перед вами на экране монитора появится  веселый смайлик, иначе  тест перейдет на следующий вопрос. за каждый веселый смайлик в оценочный лист ставите 1 балл.Тестовые задания:

      1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется…»
        1. нумерованный список;
        2. любая последовательность команд;
        3. команды, которые может выполнить человек или компьютер;
        4. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящих исходных данных к требуемому результату.
      2. Что можно считать алгоритмом?
        1. инструкцию по использованию DVD-плеера или мобильного телефона;
        2. список учеников класса;
        3. кулинарный рецепт;
        4. перечень обязанностей дежурного по классу
        5. и т.д.

Дополнительные материалы к уроку:

нажмите, чтобы открыть презентацию

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.