Способы записи алгоритмов
Урок по информатике и ИКТ в 8 классе
Тема урока: «Способы записи алгоритмов»
Цель:
сформировать представление у учащихся о способах записи алгоритмов.
Задачи:
- Образовательная: дать общее представление о словесной, табличной, графической и алгоритмической способах записи алгоритмов.
- Развивающая: Продолжать развитие компетенций: самостоятельно работать , ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывающая: Воспитывать основы научного мировоззрения, познаваемости мира. Коммуникативных качеств: умение работы в группе, распределение своих обязанностей. Потребности вести здоровый образ жизни.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — знание различных способов записи алгоритмов;
- метапредметные — умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;
- личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для
Основные понятия:
- алгоритм;
- способы записи алгоритмов: словесная, графическая, алгоритм;
- построчная запись;
- блок-схема;
- школьный алгоритмический язык.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Структура урока:
организационный момент, актуализация опорных знаний, формирование новых знаний и способов действий, формирование навыков и умений (закрепление), анализ результатов процесса обучения.
Методические методы и приёмы:
- Словесные приёмы (объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных форм и свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Оно должно иметь четко сформулированные цели и задачи. Последовательное раскрытие связей, аргументации и доказательств, логику изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель при помощи продуманных вопросов проверяет знания);
- Наглядные методы (метод демонстрации – связан с демонстрацией презентации);
- Практические методы (письменный – используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).
- Письменные упражнения (Используются для закрепления знаний и выработки умений их применения. Способствует развитию логического мышления).
Характеристика заданий (которые будут использоваться на уроке)
- Проверочная работа (цель данной работы проверить знания учащихся по теме «Свойства алгоритмов»).
- Письменные упражнения (целью данных упражнений является первичное закрепление полученных знаний и навыков на уроке).
Ход урока
-
- Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Я желаю вам сегодня здоровья и хорошего настроения. Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и в такое доброе расположение духа оставьте на весь день.
И чтобы в конце урока каждый мог сказать: ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ!» (слайд 2) - Проверка домашнего задания.
Прежде чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание.
— Вам было задано на дом. задание
Домашнее задание:
СКИ состоит из следующих команд: прибавить 1, умножить на 2.
За меньшее количество шагов, не более 6, составить алгоритмы преобразования:
на «3» на «4» на «5»
1 -> 9 1 -> 13 1 -> 17
Каждый выбрал задание своего уровня (слайд 3) — Давайте проверим
Заполним оценочный лист и поставим баллы за это задание по критериям в оценочный лист.
Напротив этапа проверка д/з вы поставите соответственно баллы: «5», «4» или «3» (показать алгоритмы).
Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 4 балла? Кто допустил ошибки? Молодцы
Мы начали изучать большую главу «Основы алгоритмизации». - Актуализация знаний
— Внимание посмотрите на экран и скажите пожалуйста, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 3)
Итак, вспомните пожалуйста — Что называется алгоритмом? (Алгоритм — предназначенное для конкретного исполнителя описание действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату.)
Инструкция получения кипятка.
Открыть кран.
Налить в чайник воду.
Поставить чайник на плиту.
Зажечь спичку.
Ждать, пока вода не закипит.
Поднести спичку к горелке.
Выключить газ.
— Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом? - Подготовка к основному этапу занятия.
Подведение к теме урока
Итак, давайте вернемся к нашему алгоритму «Приготовления кипятка» и ответьте пожалуйста на вопрос «С помощью чего записан этот алгоритм?» (слайд 5). (при помощи описаний действий, последовательности действий, по заданным предписаниям и т.д.)
А мы умеем записывать алгоритм? (Да)
Как можем записать алгоритм? (описать действия)
Другие способы записи алгоритма мы знаем? (нет)
А теперь я прошу вас назвать вас тему урока:
«Способы записи алгоритма».
Давайте сформулируем цель урока🙁 Изучить способы записи алгоритмов, научиться определять различные способы записи алгоритмов и т.д.)
Исходя из ваших ответов цель нашего урока :сформировать представление о способах записи алгоритмов
Открываем тетради, записываем число и тему урока. - Мотивация
— Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, внимание на экран. (слайд 6).
Вы видите экране, что один и тот же алгоритм записан тремя способами. И можете ответить на вопрос «Какие способы записи алгоритма?»
— Сейчас давайте подпишем название способов. Итак, посмотрите на I способ, какое название он имеет и почему? И т.д.
А теперь запишем эти способы в тетрадь.
Словесный способ (на естественном языке).
Графический способ (на языке блок-схем).
На алгоритмическом языке (на формальном языке). - Осознание и осмысление нового материала.
(Слайд 8) Какой способ записи алгоритмов выбрали бы древние люди? (графический)
Но самый распространенный графический способ алгоритма это блок-схема.
Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритмов.
И изображаются блок схемы с помощью различных геометрических фигур.Язык блок-схем (слайд 9) Запишите в тетрадь. Рассмотрим некоторые условные обозначения блок-схем.
Перед вами Алгоритм «Переход улицы» в словесной форме записи алгоритмов, запишите пожалуйста этот алгоритм в виде блок-схем.(слайд 10)
Итак, давайте посмотрим как вы выполнили задание, если правильно поставьте балл в оценочный лист (слайд 11)
А теперь этот же алгоритм запишите пожалуйста на алгоритмическом языке.
Итак, давайте посмотрим как вы выполнили задание, если правильно поставьте балл в оценочный лист
С языками блок-схем и алгоритмическим мы с вами более подробно изучим на наших следующих уроках.Составим по группам мини презентации:
1 гр. «Словесный способ»
2 гр.»Графический способ»
3 гр. «Способ записи на алгоритмическом языке»Все материалы вы найдете в учебнике и в раздаточных листа у вас на столе. (5 мин)
Время вышло к презентации перейдем попозже. - Контроль и самопроверка знаний
Внимание, посмотрите на экран.
Перед вами алгоритм разминка.
Каким способом записан алгоритм? (словесным способом)
А теперь при помощи алгоритма «Разминка» проведем физкультминутку
Молодцы!
Итак, на компьютерах откроем файл «ТЕСТ» ответим на вопросы и заполним оценочный лист.
Если ответ правильный то перед вами на экране монитора появится веселый смайлик, иначе тест перейдет на следующий вопрос. за каждый веселый смайлик в оценочный лист ставите 1 балл.Тестовые задания:- Закончите предложение: «Алгоритмом называется…»
- нумерованный список;
- любая последовательность команд;
- команды, которые может выполнить человек или компьютер;
- конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящих исходных данных к требуемому результату.
- Что можно считать алгоритмом?
- инструкцию по использованию DVD-плеера или мобильного телефона;
- список учеников класса;
- кулинарный рецепт;
- перечень обязанностей дежурного по классу
- и т.д.
- Закончите предложение: «Алгоритмом называется…»
- Организационный момент.